Чёткая, логичная, вписанная в волжский ландшафт планировка Рыбинска — реплика на планировочную схему Санкт-Петер бурга.
Историческая застройка стала такой благодаря петербургским архитекторам, их проекты задали масштаб и сформировали архитектуру городской застройки провинциального Рыбинска. Но, кстати, в своё время при застройке столичного Санкт-Петербурга не обошлось без провинциального Рыбинска. Основанный Петром город требовал огромного количества строительных материалов, работников, продуктов питания. Их везли по Волге. Ниже Рыбинска река была полноводной — в неё впадали Шексна и Молога. А вот выше — мелкой. Грузы приходилось перегружать с тяжёлых барж на мелкоосадочные суда и барки. И происходило это как раз в Рыбинске.
Северную столицу создавали великие зодчие. Многие изумительные по красоте ансамбли Петербурга проектировал Карл Иванович Росси: Дворцовая площадь со зданиями Главного штаба и министерств, ансамбль Михайловского дворца, комплекс Александринского театра и другие. Но его творчество оказало решающее влияние на формирование архитектурного облика и Рыбинска тоже. Именно архитектурные проекты Росси задали масштаб и образ застройки этого города. В 1811 году он создал для Рыбинска 18 проектов: 14 фасадов жилых домов, «фасад деревянному гостиному двору для временных ярмонок», «фасад каменному гостиному двору», «фасад каменной хлебной пекарни», «фасад деревянной хлебной пекарни». Часть проектов жилых домов была реализована в Рыбинске и сохранились.
Впрочем, большинство сохранившихся до наших дней каменных домов старого Рыбинска относится к более позднему периоду — к первой половине XIX века. В это время благодаря широкому применению образцовых проектов город сложился как архитектурный ансамбль в стиле классицизма. К началу 1860-х здесь существовало около 250 жилых каменных домов. С 1860-х характер застройки стал меняться — появились вариации на темы романского стиля, готики, ренессанса, барокко. Но рыбинские купцы по‑прежнему часто возводили свои постройки руководствуясь теми же образцовыми проектами, только не Карла Росси, а следующего этапа — 1843–1852 годов.
Жители Рыбинска и Санкт-Петербурга, увлекающиеся архитектурой, не могу не заметить удивительное архитектурно-градостроительное сходство этих городов.